Упражнения в бассейне для детей

Плавание в бассейне для детей — чем полезно и с какого возраста можно?

Доказано, что систематические занятия плаванием с раннего возраста отлично закаливают ребенка, делают его менее подверженным заболеваниям, стимулируют правильное физическое развитие.

Первые результаты заметны уже спустя несколько недель, а преимущество занятий в бассейне очевидно – это можно делать вне зависимости от сезона.

Что дает ребенку регулярное плавание?

Некоторые положительные эффекты очевидны, о других родители даже не догадываются. Например, занятия плаванием предупреждают развитие плоскостопия при предрасположенности к нему.

Польза от плавания:

  • улучшение аппетита, сна и обменных процессов в организме
  • профилактика острых респираторных, простудных заболеваний
  • укрепление иммунитета и общее закаливание
  • формирование осанки, укрепление мышц и связок
  • активное развитие физических способностей, выносливости, координации, силы
  • наличие положительных эмоций

Противопоказания:

  • вирусные, кишечные, кожные инфекции
  • аллергические кожные проявления
  • пневмония, лихорадочные состояния
  • острые воспаления, гнойные процессы
  • судорожный синдром, эпилепсия
  • тяжелые пороки сердца, острая недостаточность печени или почек

Плавание в бассейне позволяет укрепить нервную систему, пригасить повышенную возбудимость, положительно воздействует на сосуды и сердце малыша. Несомненная польза упражнений в воде для опорно-двигательной системы подтверждена положительной динамикой у детей, страдающих ДЦП.

Кроме того, ваш ребенок быстро научится плавать, и вам не придется переживать за него в процессе купания на открытых водоемах.

Кому и с какого возраста можно начинать занятия?

Если у ребенка нет противопоказаний к плаванию, оздоровительные занятия можно проводить с самого раннего возраста. Поэтому на первые занятия можно приводить любого здорового грудничка.

Некоторые врожденные аномалии организма могут также стать противопоказанием к плаванию, но встречаются они чрезвычайно редко. Гораздо больше существует показаний к началу занятий. Помимо общего оздоровления плавание резко стимулирует не только физическое, но и умственное развитие малыша, делает его более коммуникабельным.

В некоторых случаях, например, при восстановлении после травм или реабилитации после ряда заболеваний, врачи настоятельно рекомендуют регулярное плавание.

Плавание для детей до 1 года

Родители быстро убеждаются, что груднички практически не болеют, отлично спят и прекрасно кушают, как только начинают активно заниматься плаванием. Физические нагрузки нужны для ребенка каждый день, а для проблемного малыша в большинстве случаев просто обязательны. Это не только специальный массаж, снимающий дисплазию суставов, но и специальные упражнения в бассейне.

Крайне важны занятия плаванием для малышей с диагнозом:

  • мышечный гипер- или гипотонус;
  • наличие кривошеи;
  • недоразвитие опорно-двигательного аппарата;
  • избыточный вес или гипотрофия;
  • недоношенность, рахит;
  • церебральный паралич (ДЦП);
  • синдром повышенной возбудимости, миатонический или гипертензионный синдромы.

В большинстве случаев ранние занятия плаванием позволяют минимизировать проблемы со здоровьем у ребенка либо полностью избавиться от них. Единственное отличие грудничкового плавания от обычного в том, что навык самостоятельного плавания не является основной целью занятий. Главное, что это эффективный способ закаливания, укрепления иммунитета и здоровья, исправления выявленных отклонений и стимулирование правильного развития.

Плавательные рефлексы у грудничков имеются, их нужно просто развивать. Чтобы навык закрепился на всю жизнь, регулярные занятия необходимы минимум до 3-х лет. Разумеется, для грудничков должен быть подготовлен отдельный от других детей бассейн с чистой водой оптимальной температуры, должна обеспечиваться дезинфекция воды и обеззараживание воздуха.

Порядок проведения занятия

Малыши с удовольствием будут плавать в любое время. Поэтому расписание по дням и время посещения бассейна подбирают взрослые. Каждое занятие должно длиться порядка 30 минут, включать в себя предварительный разогрев ребенка. Дети не должны быть уставшими, перекормленными или голодными, перевозбужденными.

Тренировочное занятие делится на три этапа. Это подготовка, основная и заключительная части.

Подготовка

Длится до 15% общего времени занятия. Подготовка состоит из разогрева, постепенного входа ребенка в воду и адаптации малыша в бассейне. Для этого используется ряд приемов: качания, проводки, полоскания и пр.

Основная тренировка

Длится 80% всего времени и включает комплекс упражнений, которые развивают навыки ныряния и плавания, являются общеукрепляющими или специальными (для малышей с отклонениями в развитии). Упражнения проводятся в игровой форме, вначале принудительно, руками тренера. После усвоения ребенком основных навыков большую часть упражнений он начинает выполнять самостоятельно.

Завершение тренировки

Занимает около 5% общего времени занятия. Малыша постепенно успокаивают, делают с ним любимые упражнения для поднятия настроения и выводят из воды.

Обязательно нужно следить, чтобы малыш не устал, не испугался бассейна. Лучше раньше прервать тренировку или заменить упражнения игрой. Наверстать пропущенное можно будет позже, главное – чтобы малыш получал удовольствие и с радостью приходил в бассейн.

Совместное плавание в бассейне с родителями

Самым маленьким наиболее комфортно, когда занятия проводятся с мамой или папой. Некоторые малыши начинают ходить в бассейн в 4-6 месяцев, когда тесное общение с посторонним человеком, которым для него вначале является инструктор, может стать стрессом. Совместное плавание такой стресс снимает, что особенно важно при первом знакомстве с «большой» водой.

Впечатления от бассейна и готовность к занятиям очень зависят от настроя родителей, которые спокойны, являются для малыша надежной опорой и подбадривают его. После первого успешного контакта с водой страхи (если они были) у ребенка быстро пропадают, он активно включается в новую игру и начинает получать удовольствие.

При занятиях с грудничками нельзя ставить обязательной целью учебу его плаванию. Ребенок естественно чувствует себя в водной среде, ведь совсем недавно он находился в утробе. Часто малыши плавают вертикально, но переучивать их сразу не стоит, на этом этапе важны не спортивные результаты и правильные движения, а здоровье, закаливание водой, развивающие или лечебные упражнения.

Ребенок научится держаться на воде, адаптируется в бассейне – это главное. Совместное плавание в бассейне под контролем грамотного инструктора позволит и родителям усвоить нужные упражнения, чтобы проводить их самостоятельно. Постепенно эти упражнения будут усложняться, доставляя удовольствие обоим и принося заметную пользу. Стоит знать, что плавательные навыки у грудничков постепенно теряются. Закрепить их можно только регулярными посещениями бассейна.

Как научить ребенка плавать?

Начальные навыки специалисты рекомендуют развивать у малышей возрастом от года-полутора лет, в зависимости от их физического состояния. Вначале упражнения выполняются в игровой форме. Ребенок учится держаться на поверхности, нырять, открывать глаза под водой, доставать предметы, проплывать несколько метров самостоятельно.

Обучение плаванию и правильным стилям рекомендуется начинать после 3-х лет. Именно в этот период активно формируется опорно-двигательная система. Необходимо придерживаться нескольких обязательных правил.

Никаких вспомогательных средств, кроме плавательной доски. Нарукавники, жилеты, плавательные круги, ласты и прочее только мешают обучению и закрепляют вредные навыки. Это мешает держаться на воде самостоятельно.

Правильный подбор бассейна. На первых занятиях нужно, чтобы бассейн был неглубоким, с уровнем воды до середины груди. Небольшая ширина позволит выполнять упражнение «скольжение» без опаски – а это основное упражнение при обучении. Учиться сразу на глубокой воде неправильно.

Выполнять эффективные упражнения. Главные навыки начинающего пловца – лежание на поверхности воды, освоение плавучести. Для этого идеально подходят следующие упражнения: «звездочка» (горизонтальное положение с раскинутыми в стороны конечностями), «стрелочка» (скольжение по поверхности), «поплавок» (вис на поверхности, обхватив колени руками). Эти упражнения позволяют прочувствовать плавучесть, разгружают мышцы.

Навык правильного дыхания. В процессе плавания выполняется быстрое вдыхание ртом с постепенным выдыханием через нос в воду. Постепенно ребенок научится выдыхать исключительно в воде, не задерживать дыхание. Правильно поставленное дыхание пригодится не только в бассейне. В дальнейшем можно будет бегать без устали, легко преодолевать лестницы, не запыхавшись.

Выполнять правильную последовательность упражнений от простых до усложненных. Вначале закрепляется навык скольжения, затем – работа ног, рук, дыхание. И только после их закрепления переходят к осваиванию отдельных стилей. Автоматизм и правильность движений отрабатывают на суше, и только затем в воде.

Некоторые родители отмечают, что после начала занятий в бассейне у некоторых детей возникают простуды. Это свидетельствует о несоблюдении еще одного правила – правильного ухода из бассейна. Ребенок должен быть полностью высушен, одет по погоде, защищен от сквозняков, особенно в холодный сезон.

Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста

Елена Анатольевна Новикова
Упражнения по обучению плаванию на малой воде детей дошкольного возраста

Читать еще:  Упражнения при пупочной грыже у детей

пражнения выполняются как на суше, так и в воде.

Эти упражнения разделяются на:

1) общеразвивающие и специальные физические упражнения;

2) упражнения для освоения с водой;

3) прыжки в воду;

4) упражнения для изучения техники плавания.

5) игры и развлечения в воде;

В зависимости от этапа обучения ребёнок выполняет упражнения той или иной группы. Соотношение упражнений из разных групп на каждом этапе обучения определяется условиями для занятий, возрастом и подготовленностью занимающихся.

Общеразвивающие и специальные физические упражнения.

Их необходимо выполнять за 1-1,5 месяца до начала обучения плаванию, а затем ежедневно на суше перед каждым занятием в воде. Еще лучше если дополнительно к этому комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений выполняется утром вместо зарядки. Это возможность новичку в привычных условиях на суше ознакомиться с движениями, характерными для техники плавания.

Общеразвивающие физические упражнения помогают повысить уровень развития таких качеств, как сила, координация движений, ловкость, гибкость, быстрота, что так же необходимо для успешного освоения техники плавания. Сюда относятся такие упражнения, как ходьба, прыжки, наклоны, приседания, отжимания, маховые движения руками и ногами и многие другие.

Специальные физические упражнения направлены на совершенствование подвижности суставов. В основном, эти упражнения, имитирующие движения рук кролем, круговые движения руками вперед и назад «мельница», круговые вращения стоп и другие.

Из этих упражнений составляется комплекс простых упражнений (обычно туда входит 10-12 упражнений).

Упражнения для освоения с водой.

Они широко применяются на первых этапах, помогая обучаемому, освоится в новой непривычной среде и подготовиться к изучению техники плавания. Все эти упражнения обязательно выполняются при задержке дыхания после вдоха. Как уже говорилось, это делается для того, чтобы улучшить плавучесть тела занимающегося, что особенно важно на первых шагах обучения. Упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте, доходящей до уровня пояса или груди. Упражнения для освоения с водой можно разделить на несколько подгрупп.

Упражнения для ознакомления с непривычными свойствами воды

помогают уверенно чувствовать себя в непривычных условиях водной среды, ознакомлению с плотностью, вязкостью, сопротивлением и температурой воды. К этим упражнениям относится разного вида ходьба в воде с различными положениями рук и ног.

Погружения под воду с головой.

Приучают новичков не боятся воды и брызг. Погружаться под воду на задержке дыхания. Умение открывать глаза в воде помогает лучше ориентироваться в водной среде. Упражнения этой группы входят различные погружения под воду с головой.

Всплывание и лежание на воде.

Помогают чувствовать непривычное, взвешенное состояние в воде и способствовать удерживаться у поверхности воды, не выполняя при этом никаких движений. Лежание в горизонтальном положении воспитывает у детей умение удерживать равновесие тела в воде.

В эту подгруппу упражнений входят широко известные: «поплавок», «звездочка», «медуза», и другие.

Продвижения тела по поверхности воды на груди и на спине, с работой ног и без них, руки при этом принимают любую не подвижную позу. Выполнение скольжений помогает освоить равновесие тела во время движения в воде, научиться тянуться вперед, принимая наиболее обтекаемое положения тела. В эту подгруппу упражнений входят: «стрелочка», «торпеда» и другие.

Очень важны при освоении техники дыхания. Вдох над поверхностью воды и выдох в воду, многократно повторяющиеся во время плавания в ритме гребковых движений, выполняемых руками и ногами, являются обязательным элементом техники каждого способа плавания. «Научись дышать в воде, и ты научишься плавать» — это поговорка показывает, что дыхание – ключ к освоению техники плавания.

В эту группу упражнений входят однократные и многократные выдохи в воду, а также выдохи в воду с поворотом головы на вдох и выдохом как над водой так и в воду.

Они помогают быстрее освоиться с водой. Прыжки в воду воспитывают смелость, решительность, умение без страха погружаться на глубину и некоторое время находиться под водой. Выполнение прыжков в воду во время обучения плаванию доставляет занимающимся много радостных эмоций. Подбираются только такие прыжки, при выполнении которых исключается возможность удара о дно. Все зависит от глубины и ширины бассейна. Так в мало габаритных бассейнах можно только выполнять соскоки ногами вниз и соскальзывание в воду из положения сидя на бортике.

Упражнения для изучения техники плавания.

На начальном этапе упражнения выполняются со вспомогательными средствами.

Они выполняются по частям. Выполняя скольжение на груди и на спине, занимающие осваивают положение тела. Одновременно совершенствуется умение делать вдох над водой и выдох в воду. Затем изучаются движения ногами и руками. Подбор упражнений для рук носит индивидуальный характер. Так как обучаемый имеет порок развития правой руки, то гребок правой рукой будет короче. Акцент делается на левую руку. Правая выполняет имитацию гребка. И плыть он будет в основном за счёт работы ног. Разделение освоения техники плавания с помощью упражнений по элементам облегчает обучение и помогает избежать излишних ошибок. Как только занимающиеся научились лежать на воде и скользить, делать выдохи в воду, выполнять движения ногами, умеет согласовывать руки с дыханием, можно сразу же переходить к согласованию этих движений между собой, а затем и к плаванию в полной

координации. Согласование движений проводится

в таком порядке: движения ног с дыханием; движения рук с дыханием; плавание в полной координации на задержке дыхания; плавание в полной координации в сочетании с дыханием.

Как уже говорилось в начале, обучаемый плавает чаще всего с нврукавниками.

Игры и развлечения в воде.

При обучении плаванию детей и подростков обязательно проводятся игры и развлечения на воде. Они не заменимы на занятиях плаванием, делают обучение более эмоциональным, помогают детям полюбить плавание, стимулируют желание заниматься им систематически. Игры в воде способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию, а также воспитанию самостоятельности, инициативы, умению быстро принимать решения, взаимодействовать в коллективе. Выбор игры зависит от количества играющих, их возраста и подготовленности, глубины температуры воды. Как правило, в игре могут использоваться только те упражнения или движения, которые выполняются всеми участниками игры. Если вода прохладная, игра должна быть активна и проводиться в быстром темпе.

Инструктор по плаванию: ГБОУ СОШ № 1420 корпус 10

Новикова Елена Анатольевна.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Фотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возраста Рассматриваем книги о Кубани, карту Краснодарского края, Красную книгу Кубани. Дети очень заинтересовались и увлеченно делились друг с.

Игровые общеразвивающие упражнения с предметами для детей младшего дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения. (с мячиками) «А теперь мячи возьмем, заниматься мы начнем» 1. «Покажи мячик». и. п. : стоя ноги на ширине плеч,.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Принц на цыпочках» Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными.

Интегрированный спортивный праздник на воде для детей среднего дошкольного возраста, посвящённый Дню защитника Отечества Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам Родины. 2. Развивать ловкость, координацию движений, силу. 3.

Непосредственно-образовательная деятельность по плаванию для детей дошкольного возраста «Я и моя водичка» Непосредственно-образовательная деятельность по плаванию для детей дошкольного возраста «Я и моя водичка». Цель: упражнять детей в умении.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Рекомендации педагогам «Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста» Игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста Для коррекционного воздействия на гиперактивных детей мы используем следующие.

Упражнения с карандашами для пальчикового массажа для детей младшего дошкольного возраста УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВОГО МАССАЖА для детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Булыгина О. А. Все родители знают,.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви и уважения к своей малой Родине «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения.

12 упражнений в воде, которые помогут ребенку справиться со страхами

Страхи и неуверенность в себе — это постоянное напряжение. А, как известно, в здоровом теле — здоровый дух! Если ребенок умеет и расслабляться, и держать себя в тонусе, он с легкостью обретет уверенность в себе. И именно вода способна оказывать сильное положительное влияние на чувства человека.

Оксана Игоревна Чернуха , семейный психолог, детский психоаналитик, сотрудник центра профессиональной психологии «Верт», мама четверых детей

Вода — родная стихия для человека. Развитие ребенка происходит в утробе матери именно в этой среде, поэтому купание и пребывание в ней приносит положительные эмоции. Плавание в бассейне полезно как для психического, так и для эмоционального состояния человека: нормализуется нервная система, появляется ощущение спокойствия и гармонии, улучшаются сон и аппетит.

Читать еще:  Вакуумный массаж спины

Занятия в воде используются как психотерапевтическая методика для снятия напряжения, избавления от стресса и психологических травм. Научившись правильно дышать и управлять своим телом в воде, маленькие пловцы не только снимают напряжение и избавляются от фобий, но и становятся эмоционально устойчивыми.

У регулярно плавающих детей легче проходит процесс обучения, общения со взрослыми и сверстниками, развиваются такие качества, как дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, укрепляется сила воли.

Мария Иванова , тренер водных программ фитнес-клуба X-Fit Фьюжн

Дыхание под водой: обретаем комфорт

Чтобы ребенок комфортно ощущал себя в воде, первое, что нужно сделать, — это научить правильному дыханию и его задержке. Именно дыхание является ключевым моментом в расслаблении тела. Это можно сделать с помощью простого упражнения «Пузырики»: делаем глубокий вдох ртом, погружаемся под воду и выдыхаем воздух носом, повторяем 5-10 раз. Это упражнение, во-первых, способствует правильному дыханию в воде, во-вторых, дает ребенку почувствовать вес своего тела в воде, в-третьих, имеет развлекательный характер.

Прыжки в воду: раскрепощаемся

Позвольте ребенку попрыгать в воде, причем разными способами. Это отлично раскрепостит его и подарит массу позитивных эмоций. Дети забывают все свои комплексы, неуверенность и страхи. Во время прыжков в воду приходит азарт и интерес, а еще развивается координация.

Отлично подойдут следующие упражнения-прыжки:

«Солдатик». Стоим лицом к бассейну на краю бортика, руки держим вдоль туловища. Прыгаем в воду в ровном вертикальном положении так, чтобы не было брызг. Не получается? Пробуем еще и еще, а первые правильные прыжки принесут с собой веру в собственные силы.

«Бомбочка». А это упражнение наделает много веселого шума! Стоим лицом к бассейну на краю бортика, руки держим вдоль туловища. А теперь прыгаем в воду в положении группировки: колени прижаты к груди и обхвачены руками. Задача прыжка — «взорвать» воду.

«Вертолет». Предложите ребенку почувствовать себя водным вертолетом! Для этого занимаем позицию: стоим лицом к бассейну на краю бортика, руки вытягиваем в стороны. Прыгаем в воду с вращением туловища (от 180˚ до 360˚). Задача прыжка — «закрутить» свое тело.

«Рыбка». Становимся лицом к бассейну на краю бортика. Ноги расставляем на ширине плеч и чуть сгибаем в коленях, а руки вытягиваем вверх. Затем наклоняемся вперед так, чтобы руки и голова были максимально выдвинуты вперед. И смело прыгаем в воду вниз головой с вытянутыми руками.

Важно: все прыжки выполняются на «глубокой» воде.

Лежание на воде: расслабляемся

Сложно быть уверенным в себе, если тело привыкло находиться в зажатом состоянии. Самые лучшие детские упражнение для расслабления и снятия мышечного тонуса — это «поплавок» и «звездочка» с вариантами выполнения на груди и на спине. Делаются они на задержке дыхания. И что самое приятное, эти упражнения отлично подойдут детям, которые пока боятся воды, так как их можно выполнять не только на «глубокой», но и на «мелкой» воде.

«Поплавок». Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и ложимся на воду в следующей позе: колени прижаты к груди, руки обхватывают колени, голова наклонена к коленям. Опускаем голову под воду.

Задача упражнения : как можно дольше пролежать на воде в таком положении, при этом спина ребенка должна всегда быть видна на поверхности воды, а тело должно быть максимально расслабленным.

«Звездочка». Вдыхаем побольше воздуха и задерживаем его в легких, после чего ложимся на воду в горизонтальном положении на грудь или на спину (кому как больше нравится). Опускает голову в воду лицом или затылком (в зависимости от положения) и не дышим. Ноги и руки вытянуты в стороны — поза морской звезды.

Задача упражнения: как можно дольше пролежать на воде в таком положении, при этом удерживая у поверхности руки и ноги для полного расслабления.

В этих упражнениях главная цель — расслабить тело максимально, чтобы вода сама держала ребенка. Если маленький пловец сумел освоить эту технику, можно считать, что он «подружился» с водой.

Важно: в обоих упражнениях правильное выполнение не предполагает касания дна, даже если оно выполняется на «мелкой» воде.

Ныряние: учимся смелости

Чтобы побороть страхи и развивать упорство, лучше всего нырять — за предметами, на время или на расстояние (чем дольше и дальше, тем лучше).

В нырянии проявляется вся выталкивающая сила воды, и ребенок должен проявить целеустремленность, опускаясь на дно. Для этого необходимо нырять на задержке дыхания, постепенно выпуская воздух из легких, чтобы быстрее и легче дать телу опуститься на дно.

Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» — выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Читать еще:  Басмати рис польза

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

Картотека игр и игровых упражнений для занятий в плавательном бассейне
картотека по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

При планировании образовательной деятельности с дошкольниками в плавательном бассейне я использую картотеку с играми и игровыми упражнениями, стихами. Это значительно упрощает процесс планирования и экономит время. Все игры взяты из книги для воспитателей детского сада и родителей «Обучение плаванию в детском саду». Авторы: Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»

Игры вырабатывающие и закрепляющие

Инструктор ФК (плавание)

1. «Гонка катеров»

Участники делятся на 2-4 команды, в руках все дети держат пенопластовые доски.

Первые номера, держась за доски, работая ногами, плывут к своим ориентирам и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д.

Правила: держать доску надо за ближний к себе край так, чтобы большой палец держал доску снизу, а остальные четыре пальца — сверху. Руки должны быть на ширине плеч. Побеждает команда, раньше других закончившая игру. Команды должны быть уравновешены по силам. Перед занятием на воде надо повторить движения ног в плавании в спортивном зале:

Варианты: для усложнения можно использовать сочетание работы ног с дыханием. Если при плавании кролем на груди две руки держат доску, то вдох делается вперед. Вдох надо делать очень быстро, руки при этом не сгибаются, а плечи не поднимаются, движение совершает только шея, которая поднимает голову над поверхностью воды. Вдох надо делать на один счет, а выдох на 4-6 счетов; также выдох можно делать на протяжении 6-10 движений ног. Это приучает детей к правильному соотношению времени на воду, голову опустить в воду и выполнить определенное количество движений руками кролем или брассом в сочетании с дыханием или без. В брассе вдох выполняется вперед, а в кроле — в сторону.

Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта).

По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель дает команды: «больше брызг!», «меньше брызг», «без брызг». Ноги должны работать почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине — колени высовываться на поверхность воды не должны, в то время, как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

Правила; нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза. Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой фонтан. Продолжительность игры полторы-две минуты. Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.

Играющие плывут кролем на груди, при помощи ног, руки вытянуты вперед.

По сигналу (свисток), играющие должны развести руки в стороны-вниз, сгруппироваться, сделать кувырок вперед, выйти на поверхность воды и продолжать плавание в прежнем направлении.

Правила: глаза в воде не закрывать, соседей не толкать.

Дети сидят на борту бассейна (если борта не подогреваются, то сидеть надо на пенопластовой доске).

Ноги надо опустить в воду и делать движения расслабленными стопами вверх-вниз, поднимая брызги (как от мотора катера). Надо следить, чтобы дети оттягивали носочки и работали почти прямыми ногами, стопы должны быть развернуты немного вовнутрь — большие пальцы ног почти соприкасаются, а пятки на расстоянии 5-10см друг от друга. У лучшего «мотора» должно быть не только много брызг, но и правильное положение «лопастей» (ног).

По команде, играющие отталкиваются от борта бассейна и после непродолжительного скольжения на груди или на спине, делают попеременные движения руками (как мельница), стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.

Правила: при движениях руками ноги должны быть выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. Плавание на груди выполняется с задержкой дыхания. Предварительно, в зале, выполнить гимнастические упражнения имитирующие плавательные движения рук. Необходимо следить за техникой движений, выполняемых детьми. Если детей обучает плаванию не специалист, то предварительно надо обязательно изучить технику плавания различными способами.

Игроки находятся на глубокой части бассейна рядом с бортом.

Играющие находятся в воде в вертикальном положении, поддерживая себя на поверхности с помощью круговых гребков рук по поверхности воды (ладошки направлены вниз и опираются на воду)и работы ног брассом. По команде играющие поднимают кисти над поверхностью воды, продолжая движения ногами брассом. Выигрывает тот, кто дольше продержится на воде с поднятыми кистями, работая ногами брассом. Когда игрок устанет он может или принять горизонтальное положение в воде или взяться руками за борт бассейна, который должен быть рядом.

Варианты: ногами можно работать одновременно или поочередно

Играющий принимает положение на груди, ноги работают кролем, руки вращаются под грудью, подражая круговому движению лопастей колесного парохода.

Упражнение можно выполнять на перегонки, а можно на выявление самого «техничного парохода», т.е. такого, который будет правильно работать и руками и ногами.

Игроки ложатся животом на пенопластовые доски.

По команде дети плывут любым способом (удобнее всего ноги — кролем, а руки брассом или кролем) наперегонки на определенное расстояние, стараясь удержаться на доске.

Правила: если игра проводится как эстафета при падении с доски игрок обязан сразу лечь на нее обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее проплывет нужную дистанцию.

9. «Хрустальные шары»

Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде находятся плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) — это «хрустальные шары»

Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. «Хрустальный шар» не разобьется, если играющий проплыл под ним, на задев его.

Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, разбивший шар получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Участники разбиваются на пары, второй участник берет первого за щиколотки (оба ребёнка лежат на воде).

По команде «гусеницы» отправляются в путь. Первый игрок работает руками, а второй ногами. Способ плавания может быть любой, например: оба игрока плывут одним стилем (лучше всего плыть кролем на спине или животе, так как при движении ногами брассом движения получаются рывковые и пары могут распадаться)

Правила: нельзя отпускать ноги первого игрока, игрок, работающий руками должен держать ноги вместе и не делать ими никаких движений. Держать ноги партнера можно только за голеностопные суставы, а не за пальцы или пятки. Выигрывает пара первой дошедшей до оговоренного места и не совершившая нарушений правил.

11. «Борьба за мяч»

Игроки находятся на глубокой части бассейна. Площадь игрового поля небольшая и огорожена натянутыми дорожками (веревочными канатами с пластмассовыми кольцами) чтобы уставший игрок мог отдохнуть взявшись за борт или за дорожку.

Играющие делятся на две команды; одевают шапочки разного цвета.

Руководитель бросает мяч на середину бассейна. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом. Игроки, захватившие мяч, перебрасываются им между собой. Другая команда старается перехватить мяч.

Правила: нельзя вырывать мяч из рук противника, топить и хватать друг друга. Руководитель должен уравновесить силы команд, так как при явном преимуществе одной из них, интерес к игре быстро ослабеет.

Варианты: руководитель может задать любой способ передвижения в воде.

12. «Соревнования с яйцом»

Играющие становятся в ряд на расстоянии двух-трех метров друг от друга. На расстоянии одного метра перед собой кладут яйцо, содержимое из которого предварительно удалено, отверстие заделано замазкой (вместо яйца можно использовать шар для настольного тенниса).

По сигналу соревнующиеся плывут к финишной линии, гоня впереди себя яйцо и не задевая его руками (разрешается дуть, гнать волной и т.д.). Выигрывает тот, кто первый доплывет до финиша.

Варианты: можно выполнять в качестве эстафеты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector